Чиновники Серпуховского района впервые расписались в своём бездействии и безалаберности на страницах своей же газеты «ОКА-инфо» и «Глазей»

Ситуация в муниципальном ЖКХ напоминает комедию: сколько бы чего ни предприняли в этой сфере, на завтра всё повторяется сначала.

Больше месяца назад, 15 апреля руководитель администрации Серпуховского района Константин Лаврентьев собрал на совещание коллег, курирующих жилищно-коммунальное хозяйство, и сказал: «Нужно активизировать работу по сбору неплатежей населения». Руководству управляющего МУПа «УЖХ» (Управление жилищного хозяйства — М. Б.) было поручено предоставить списки должников, что позволило бы понять: кто и сколько должен, что это за граждане, почему они не платят и, соответственно, какие к ним применять меры, чтобы помочь с платёжной дисциплиной.

Впрочем, помочь — это к слову. На самом деле, ни о чём таком гуманном и мягком речи, естественно, не шло. Больше того, изначально задалась весьма сомнительная тенденция — объявить злостных неплательщиков плохими гражданами и начать на них гонения с применением всевозможных законных способов и приёмов, включая публичные порицания в СМИ. Но до «чёрных списков» дело не дошло. Это показало очередное совещание по ЖКХ, которое собрал на неделе заместитель руководителя администрации Сергей Соколов. Пригласили на него всех — и начальников хозяйств, и юристов, и специалистов финансового блока. Соколов признался: «Мы редко собираемся таким большим кругом».

Однако малым кругом, большим кругом — чиновников, похоже, немного закружило: «Наши коммунальные организации ежемесячно не добирают денежные средства в размере 5-6 миллионов рублей. Надо как-то активизировать работу по сбору этих денег и выровнять финансовый баланс», — почти в слово повторил Сергей Соколов тезис месячной давности. Главным «экспертом-коллектором» выступила руководитель Контрольно-счётного органа (КСО) Светлана Пинская. Она предложила приглашённым менеджерам сферы ЖКХ схему — как организовать работу по взысканию задолженности с граждан.

— На каком бы предприятии мы ни работали, — разъяснила Пинская, — все заинтересованы в том, чтобы платежи собирали в полном объёме. Так как у нас три организации — Служба заказчика, РКЭУ и Управление жилищного хозяйства — предлагается заключить трёхсторонний договор для создания групп, которые будут уполномочены собирать задолженность с населения. Основной упор делается на руководителей участков, потому что они давно работают, знают контингент проживающих и владеют другими «волшебными методами», которые помогут пополнить казну предприятия».

Как видно, работникам управляющих компаний предложили заняться сбором долгов самостоятельно. В общем-то, это логично, если принять во внимание тот факт, что на их убытки ложится недоимка, и их финансовый баланс страдает от недобросовестных потребителей услуг. Но в том-то и загвоздка, что со стороны самих коммунальщиков энтузиазма не наблюдается. Их словно толкают — идите, забирайте свои деньги! Пофамильные списки должников — как тайна за семью печатями: их так никто и не видел. Речь в данном случае не о том, что закон не позволяет публиковать личные данные должников в СМИ, как утверждают юристы. Списков нет даже у чиновников, которые уже предлагают схемы взаимодействия. Выходит, предлагают без анализа социальных групп, без расчёта эффективности — по логике и на опыте.

Кстати, о прошлом опыте — на совещании «большим кругом» кое-что всё же выяснилось. Оказалось, что в 2012-2013 годах в хозяйствах управляющей компании уже пытались собирать долги своими силами. И так же, как сейчас, объём сборов был увязан с премиальными работников сферы: больше собрали — больше прибавили к зарплате. Но это в теории. На практике с материальными стимулами не срослось. Руководитель четвёртого участка МУП «УЖХ» Ростислав Побережный напомнил: «Нас уже собирали раньше. Договорились о том, что 10% от этих денег (сборов неплатежей — М. Б.) будут нам выплачиваться. В итоге вышло так, что мы людей взбудоражили, всех подняли, собрали приличное количество денег, а когда дошло до премиального фонда, нам ни копейки не заплатили».

Теперь работников ЖКХ уверяют, что всё будет урегулировано. Единственное — налоги с премиальных им придётся самим отчислять. Неприятно, зато открыто, а открытость внушает доверие. Однако в данном случае гораздо любопытнее, с какого конца специалисты подошли к проблеме: сначала деньги — потом стулья! Ещё не придумали, как эффективно собирать неплатежи, а уже начали договариваться о премиальных гарантиях. И ведь что самое удивительное: сотрудники сферы признают — уже пытались собирать неплатежи: «рассылали уведомления собственникам, ходили по квартирам, под личную подпись вручали претензионные письма, а после всей этой бумажной работы направляли дела в суд». Но суды крайне неохотно принимают карательные решения по должникам. Ведь даже в масштабах страны выселение или переселение гражданина за неоплату коммунальных услуг — это по-прежнему социально острая, резонансная ситуация, за которой могут последовать серьёзные разбирательства. Лишних проблем никто не хочет. Граждане об этом знают и ничего не боятся. Как результат «Смеются в лицо, а могут и стукнуть..» — призналась одна из сотрудниц коммунальной сферы.

Тем не менее, в администрации всё же настаивают на том, что взысканием долгов с граждан должны заниматься сами коммунальщики. Как пояснила Светлана Пинская, «чем меньше возьмём народу с улицы для того, чтобы взыскать эту задолженность, тем выше будет вероятность, что за свою работу вы получите премиальные». Контекст очевиден: не надо никого привлекать со стороны. Принципиальная позиция, которую, по словам Сергея Соколова, хотят понять в администрации — готовы ли работники управляющих организаций на этот шаг. При этом ясно, что направление движения власти уже определили — с предложенной схемой можно либо согласиться, либо не согласиться. Но если не согласиться, то другого пути нет…

«Давайте не будем ничего предпринимать и сразу выселим — это крайняя мера», пояснил Сергей Соколов, прежде чем попросил коммунальщиков поддержать инициативу администрации.

Таким образом, два ключевых момента, о которых договорились власти с коммунальщиками — это сформировать в хозяйствах группы специалистов, ответственных за сборы неплатежей, и сформировать списки должников. И осталось непонятным, зачем управляющей компании, имеющей единую базу получателей-потребителей коммунальных услуг, формировать какой-то отдельный поимённый список-выборку неплательщиков, словно они когда-нибудь закончатся. Ведь если работа с должниками действительно станет системной и постоянной, этот список придётся без конца корректировать — причём не только за счёт тех, с кого долги удалось взыскать, но и за счёт новых должников. Даже при самой успешной кампании по взысканию неплатежей, новые должники всё равно будут появляться.

Очевидно, что за основу специалистам не хочется или по какой-то причине не можется взять базу плательщиков целиком. Не говоря уже о том, чтобы передать сведения профессиональным коллекторам, которые наверняка владеют гораздо большим арсеналом «волшебных методов», чем руководители участков УЖХ. Конечно, есть в этом и свои минусы: услуги коллекторов не бесплатны и им нельзя пообещать «премиальные с налогами за свой счёт». Но есть и плюсы, которые в администрации не рассматривали. Точнее, это даже не обсуждалось.

Максим Баль

Оригинал

Login

Lost your password?